Для того чтобы лучше анализировать результаты, которые сотрудник достиг за определённый период, кадровики используют компетенции, когда осуществляется оценка персонала. Одновременно ими учитываются способы достижения этих результатов.
Компетенции – это те способности, возможности, намерения подчинённого, проявляемые им в определённых ситуациях. На Западе при анализе профессионализма кадров они часто используются. Учитывая такой подход, разработаны многие методики и опросники, применяемые при управлении персоналом. В российских HR-структурах о компетенциях в данном значении слова впервые заговорили шесть-семь лет назад. Интересно, что интерес к этому инструменту управления кадрами растёт и растёт. Действительно, он очень необычен. Даже само слово «компетенция» трактуется по-разному. Согласно американскому подходу, оно означает основную характеристику работника, при помощи которой он имеет возможность показывать требуемое от него поведение, уровень своего профессионализма. Европейский подход определяет его, как способность сотрудника действовать в соответствии с корпоративной культурой, принятыми в организации правилами и стандартами. Моделью компетенций называют набор качеств, способностей, индикаторов поведения, которые необходимы любому менеджеру для выполнения возложенных на него трудовых обязательств. Большинство исследователей считает компетенцией поведенческую характеристику. Ею должен обладать по-настоящему профессиональный сотрудник для успешного выполнения функций. Это понятие не следует путать с компетентностью, то есть качествами, необходимыми для получения необходимых результатов работы.
Оценка с учётом таких способностей обладает преимуществами. Во-первых, благодаря ей у сотрудника складывается лучшее понимание относительно того, какими качествами он должен обладать. Во-вторых, он имеет возможность узнать о своём творческом потенциале и карьерных перспективах. В-третьих, у директора появляются весомые основания для формирования кадрового резерва, планирования карьеры подчинённых. Также он может разработать единые стандарты по описанию производительности, корректности труда. Скажем, теперь все сотрудники будут знать, что представляет собой «эффективная» и «командная» работа в данной компании. Улучшается взаимопонимание между сотрудниками из разных отделов.
Итак, использование компетенций в оценке персонала позволяет специалистам проанализировать работу подчинённого, понять, какими методами был достигнут успех, допустим, перевыполнение плана. Всё это хорошо сказывается на управлении кадрами в целом.